Не покривим душой, сказав, что деловой туризм — древнейший из всех видов поездок. Немедленно после того как человек выпрямился, сбросил шерсть и научился вести коммерческую деятельность, он принялся регулярно наведываться к соседям (не всегда с мирными целями, правда) с целью выменять что-нибудь ненужное на что-то полезное, объединиться против внешнего врага, наконец, других посмотреть, себя показать. Тенденцию продолжили миссионеры, мореплаватели и первооткрыватели во славу европейских монархий, разнообразные купцы и коммерсанты… словом, к 21 веку человечество неплохо отладило механизм деловых поездок, и сегодня этим занимается целая ветвь индустрии туризма.
Деловой туризм охватывает обширнейший спектр путешествий. Говоря по-простому, сюда относятся все поездки, не связанные с бездельем, отдыхом и всяческим наслаждением беспечной жизнью, а как раз-таки те, целью которой является работа — пусть и с приятным флёром чужеземности. Это и индивидуальные поездки на переговоры, и корпоративные «контрактные» выезды, и визиты на выставки, и посещение семинаров, конгрессов и конференций — в общем, всё то, из чего коммерческое предприятие сможет извлечь прямую финансовую выгоду.
В то время как нет такого государства, куда с той или иной периодичностью не наведывались бы иностранные бизнесмены, на рынке делового туризма имеется несколько безоговорочных лидеров. В первую очередь это «азиатские тигры», экономика которых занимает одно из ведущих мест в мире по торговому обороту, страны старой-доброй Европы — Франция, Германия, Италия, Великобритания, США, ведущие государства Южной Америки. Российские компании также часто посылают своих сотрудников и в страны бывшего СССР, а также к ближайшим дальневосточным соседям — в Китай и Японию.
Профессионалы в сфере делового туризма встречаются на крупнейших международных выставках: крупнейшей немецкой IMEX (более 150 стран-участников) и старейшей EIBTM (представители из 80 государств).
Деловые туры по понятным причинам относятся к сегменту индивидуального туризма: специфика поездки подразумевает составление личной программы — от бронирования авиабилетов и отеля до составления графика встреч, обеспечения трансфером и дополнительной культурной программой. Так что, отправляясь в деловую поездку, придётся быть готовым к немаленькой стоимости путешествия — ведь «пакеты» здесь отсутствуют в принципе. Впрочем, принимая во внимание реальную выгоду от командировки сотрудника, вряд ли найдутся компании, желающие сэкономить. Единственное исключение — поездки на выставки и конгрессы. Как правило, в этом случае туркомпании формируют пакетные туры с допустимыми изменениями — например, гибкой датой обратного вылета. Правда, стоимости путешествия это особенно не уменьшает.
В поисках компании, занимающейся организацией деловых поездок, главными критериями выбора должны быть надёжность и профессионализм, ведь переиграть условия поездки в жёстких условиях бизнес-графика будет довольно сложно. Кроме прочего, от умения турагенства грамотно распланировать программу путешествия и «откатать» её без задоринки зависит и успех самого предприятия: коммивояжёрам не придётся отвлекаться на досадные мелочи, а значит, их собранность и работоспособность будут способствовать достижению успеха.
Ну и напоследок полезная наводка. Деловой туризм можно успешно дополнить экскурсионным, пляжным, лечебным… да и вообще каким угодно – ведь в Дубае можно не только париться на нефтегазовой конференции, но и получить удовольствие от качественного шоппинга и встретить восход солнца среди бесконечных дюн Аравийской пустыни.